25 мая, 2024

К 72-й годовщине со дня рождения А.-Х.А. Кадырова

Ахмат-Хаджи и его путь спасения народа

Годы лихолетья обернулись трагедиями и невосполнимыми потерями для народа Чечни. Идея независимости провозглашалась в республике как единственно верный путь. Искренне поверившие в неё как ответ на политическую неразбериху и раскол в обществе, старались сделать всё, что от них зависит, чтобы исправить ситуацию, не допустить кровопролития. Среди таковых был и Ахмат-Хаджи Кадыров, муфтий республики.

Обладая высоким уровнем религиозных знаний и политическим чутьём, он, будучи на посту муфтия, вёл работу по противодействию радикализму религиозному и экстремизму. Оголтелая и циничная пропаганда радикальных идей хорошо оплачивалась и тиражировалась, власть теряла постепенно своё влияние на умы молодежи. Взявшие власть на волне государственного переворота в 1991 году, в преддверии второй войны, теряли авторитет в глазах молодежи, искавшей ответы на сложные вопросы. На такие вопросы ответы легко давали заезжие «спасители душ». Своей обязанностью противостоять этому злу считал Ахмат-Хаджи.

В своих выступлениях на различных площадках он отмечал пагубность пути экстремизма, вызывающего более глубокий раскол в обществе, когда порой накал страстей выплескивается внутри семей, при этом, руша вековые традиции и обычаи народа. Он также отмечал, что в политическом плане республика потерпит убыток и для её имиджа нахождение наёмников всех мастей на ёё территории может снова привести к войне. Его слушали немногие, от того и мало кто решался встать рядом с ним. Власти Масхадова не хватало для наведения элементарного порядка, у муфтия не было многих рычагов для воздействия на ситуацию. Но это ничуть не умаляло его желания исправить положение.

Ахмат-хаджи ясно осознавал, что чеченскому народу предлагают стать «пушечным мясом», но уже на основе религиозного радикализма, по сути, ничего общего не имеющего с истинными целями Ислама. В те годы работа по религиозному просвещению была очень тяжелой и опасной. Распространялись слухи и сплетни, чтобы очернить тех, кто выступал против радикалов. Покушения на тех, кто был против ваххабизации населения, проводились с особым цинизмом. В том числе и на тогдашнего муфтия Ахмат-Хаджи Кадырова. Сломило ли это легендарного человека? Судя по активной работе, что продолжалась и после покушений — нет.

25 июля 1998 года Ахмат-Хаджи сделал очень важный шаг: организовал проведение Конгресса мусульман Северного Кавказа. Сидеть сложа руки было ему не свойственно, так как он понимал какую угрозу нации несёт радикализм. Он ясно представлял, что радикализм — это мина замедленного действия, призванная взорвать республику изнутри. В Чечне, кишащей радикалами, это был откровенный вызов. Но всё же участники конгресса осудили ваххабизм. Это было, фактически, первое подобное решение религиозных деятелей на территории бывшего СССР. Прецедента не было, чтобы на таком солидном уровне радикализму была дана жёсткая оценка. В Резолюции Конгресса, обращенного к главам Дагестана, Чечни и Ингушетии, было сказано: «Объявить все экстремистские течения вне закона, установить контроль над всеми исламскими учебными заведениями, учебной литературой, средствами массовой информации во избежание проникновения вредной ваххабитской идеологии в общество». В Чечне власти проигнорировали Резолюцию. И это было связано с тем, что властные структуры тогдашней республики сами были заражены новыми идеями радикализма.

Вторая война показала, кто есть кто, кто не на словах, а на деле проявляет любовь к народу. Своими действиями власти Масхадова денонсировали и дискредитировали все подписанные договоренности и соглашения с Москвой. Народ стоял на пороге исчезновения как цельное сообщество. Его призывали к войне до последнего чеченца. Спрашивается, за что? Воевать за хаос, за кошельки грабителей у власти? Да и какое религиозное обоснование новой войне? Ахмат-Хаджи понимал, что этот конфликт не может иметь религиозного обоснования в виде фетвы о джихаде или призыва к нему. За отказ провозгласить джихад он был незаконно снят с должности муфтия и объявлен врагом народа. На самом деле врагом был тот, кто в очередной раз вверг народ республики в войну, потакая различного рода террористическим группировкам. Ахмат-Хаджи призывал Масхадова изгнать из республики арабских наёмников. Но Масхадов проявил непозволительную слабость, и не принял такое решение.

На новом этапе становления чеченской государственности в составе РФ важнейшую цементирующую роль сыграл Ахмат-Хаджи. Став Главой чеченской Администрации в 2000 году, пожалуй, в одни из самых жесточайших периодов современной истории, ему ни в коей мере не помешало то, что он прежде был религиозным деятелем. Будучи между двух огней (федералы и боевики) Ахмат-Хаджи проявил недюжинные способности, спасая граждан республики от правового беспредела и других противоправных действий.

Ахмат-Хаджи понимал, что будущее республики всецело связано с Россией, и это доказал всенародный референдум, проведенный в марте 2003 года. Итоги референдума стали важной политической победой над хаосом и терроризмом не только народа республики, но и лично Ахмата-Хаджи. Прежние лидеры боялись, спросить у народа чего он хочет: быть в составе России или суверенным государством? Они нутром чувствовали, что народ не поддержит экстремистов и пойдет за Ахмат-хаджи Кадыровым. На серьёзный и опасный шаг пошёл Ахмат-Хаджи: ведь, не известно было как народ, испытавший все ужасы войны, проголосует. Опасения властей как оказалось в итоге были напрасны.

Важно ещё то, что он внёс определённый порядок в процесс восстановительных работ. При нём прекратилось такое уродливое явление как распил бюджета, процветавший в прежние годы (1995-96 года), чем он вызывал раздражение у коррумпированных чиновников. При нём были заложены основы экономического развития, как воздух необходимого для стабильного существования.

Личные волевые качества Ахмат-Хаджи заставили всех противников и оппонентов говорить о нем как о человеке, радеющем за свою республику. Защищая интересы своего народа на различных общественно-политических площадках, он, фактически, формировал новый положительны образ Чечни, опирающийся на истинных ценностях и чаяниях чеченского народа.

В своем интервью спикер Парламента ЧР Д.Абдурахманов в 2011 году, характеризуя Ахмат-Хаджи, на вопрос о том, почему богослов стал политиком, сказал так: «Это было веяние времени, обстоятельств, а главное — требование чувства ответственности за будущее своего народа, которым обладал Ахмат-Хаджи Кадыров…. Давайте призадумаемся, кто кроме него мог доступнее, значимее, авторитетнее донести слово Аллаха народу? Никто. Кто обладал большим мужеством, чем бесстрашный Ахмат-Хаджи Кадыров, который спокойно говорил с теми, кто стоял по ту сторону баррикад? Кто знал о «правде» на той стороне и о правде — подлинной, к которой сам пришёл? Кто мог открыто говорить, проповедовать, доносить до масс эту правду? Кто прямо в лицо сказал Масхадову, Басаеву и Хаттабу: «Вы не правы».  Кто не раз заявлял: «Хаттаба надо изгнать из Чеченской Республики, Басаеву прекратить набеги на соседние республики»? Кто поднял народ против них? Это всё делал один человек — Ахмат-Хаджи Кадыров. И кто мог в тот переломный момент повести за собой разрозненный народ? Только он».

Он внёс значительный вклад в установление мира в республике. Его план мира зиждился на идее не просто завершить войну, как таковую, но и заложить фундамент на будущее, чтобы она более не пришла на чеченскую землю. Это, несомненно, грандиозный план спасения нации, без преувеличения, нашедший отклик в сердцах граждан истерзанной республики. Идущая от народа потребность в мирной жизни, в элементарных условиях жизни, а не выживания была воспринята Ахмат-Хаджи и отражена в его политике. Он был щитом, коим защищался народ и надеждой на лучшие времена.

Дала гIазот къобалдойла цуьнан!

Д. САРДАЛОВ