13 июня, 2024

Обеспечено соблюдение требований законодательства

в сфере закупок для муниципальных нужд

Прокуратурой района проведена проверка  исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок администрацией Веденского муниципального района (далее –Администрация).

Установлено, что Администрацией с Обществом с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС-ЭЛИТТ» без применения конкурентных способов определения поставщика заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания администрации района.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения прокуратурой района представления в адрес главы администрации района, а также в отношении виновного должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены.

Прокуратурой района выявлены нарушения в деятельности Антитеррористической комиссии Веденского района

Прокуратурой района проанализирована деятельность антитеррористической комиссии Веденского муниципального района (далее-АТК), в результате которой выявлены недостатки, требующие принятия конкретных мер к их устранению.

Установлено, что принятая программа профилактики экстремизма и терроризма на территории Веденского муниципального района на 2022 год не профинансирована, денежные средства на реализацию мероприятий программы не заложены, что является недопустимым и создает благоприятные условия для использования идей религиозного экстремизма в первую очередь среди несовершеннолетних и молодежи.

Изложенное явилось основанием для внесения в январе текущего года представления в адрес главы администрации района.

Акт прокурорского реагирования рассмотрен, нарушения устранены.

Прокуратурой района выявлены нарушения в части обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления

 В ходе мониторинга официальных сайтов администраций сельских поселений района прокуратурой района  выявлены нарушения действующего законодательства.

 Так, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Между тем, проведенным мониторингом, выявлена неработоспособность  всех официальных сайтов администраций сельских поселений района.

Допущенные нарушения в значительной степени ограничивает права граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

На основании изложенного прокуратурой района в адрес органов местного самоустранения внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Нарушения устранены.

З.В. Асуханов,
прокурора района,
старший советник юстиции

По постановлению прокурора должностное лицо привлечено к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращения гражданина

Установлено, что в ноябре 2021 г. заявитель обратился с письменным обращением в администрацию Махкетинского сельского поселения по земельному вопросу, которое в установленный срок не рассмотрено и ответ заявителю не направлен.

Изложенное явилось основанием для возбуждения в январе текущего года дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан)в отношении виновного должностного лица, а также внесения представления в адрес главы администрации сельского поселения.

Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, выявленные нарушения устранены.

Несоблюдение законодательства в сфере занятости населения повлекло привлечение к административной ответственности

Прокуратурой Веденского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости населения.

Как установлено, администрацией Веденского сельского поселения вопреки требованиям законодательства сведения о наличии вакантных рабочих мест в государственное учреждение «Центр занятости населения» за декабрь 2021 года не представлены, тем самым созданы препятствия к трудоустройству безработных.

Изложенное послужило основанием для возбуждения в отношении ответственного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности).

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Уточнен порядок помещения лиц, находящихся под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях

Федеральным законом от 30.12.2021 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», вступившим в силу 10.01.2022, закреплено, что госпитализация лица, страдающего психическим расстройством, содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда, вынесенного по основаниям и в порядке, которые установлены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд, в числе прочего, определяет срок перевода лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, а также устанавливает для него запреты совершать определенные действия. Контроль за соблюдением таких запретов осуществляется медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Госпитализированное лицо не реже одного раза в месяц подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию на предмет определения состояния его здоровья и возможности проведения с ним процессуальных действий, о результатах которого медицинская организация информирует орган предварительного расследования, суд, в производстве которых находится уголовное дело, посредством направления заключения.

Названный Федеральный закон разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 24.05.2018 № 20-П.

Порядок содержания указанного лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, определяется законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.

Скорректирован порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих

Федеральным законом от 30.12.2021 № 437-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2022, предусматривается исключение нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, которые в настоящее время установлены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и определение их в порядке формирования и использования фонда оплаты труда, который будет утверждаться указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Также регулируется порядок формирования фондов оплаты труда гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус».

РФ, отраженной в постановлении от 24.05.2018 № 20-П.

Порядок содержания указанного лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, определяется законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.

Статусом ветерана боевых действий наделены прокуроры и сотрудники Следственного комитета РФ, исполнявшие служебные обязанности в зонах вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона

Президентом Российской Федерации 16.02.2022 подписан Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и Федеральный закон «О ветеранах», которым статусом ветерана боевых действий наделены прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также прокуроры и следователи органов прокуратуры РФ, сотрудники Следственного комитета РФ, исполнявшие свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры РФ или Следственного комитета РФ в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

На указанные категории лиц распространены меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Названный Федеральный закон вступил в силу 16.02.2022.

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере до 10 000 рублей. Данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Поскольку нормы об ответственности за мелкое взяточничество являются специальными по отношению к положениям статей 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.

Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством — размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 000 рублей. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

Субъект мелкого взяточничества полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (специальный субъект – должностное лицо) и ст. 291 УК РФ (общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

За совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. По ч. 2 ст. 291.2 УК РФ должно быть квалифицировано мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.

Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества.

Предусмотрена ли ответственность за заведомо ложный донос о преступлении?

За заведомо ложный донос о совершении преступления ч. 1 ст. 306 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

В случае если ложный донос сопровождается обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Если же вышеуказанные деяния совершены в совокупности с искусственным созданием доказательств обвинения, то эти действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 306 УК РФ, которой предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до шести лет.

Необходимо отметить, что представляемая в правоохранительные органы заведомо ложная информация о преступлении может быть как письменной, так и устной.

Ответственность за фальшивомонетничество

Уголовное законодательство предусматривает ответственность по ст. 186 УК РФ за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно их хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт.

Состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг.

За изготовление в целях сбыта, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового.

Те же деяния, совершенные в крупном размере (более 2 250 000 руб.), предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.

Совершение вышеуказанных деяний в составе организованной группы наказывается лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Принят закон, направленный на совершенствование учета в системе обязательного пенсионного страхования и создание комфортных условий для исполнения обязанностей страхователей

Федеральным законом от 30.12.2021 № 474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 10.01.2022, в целях исключения разрозненной информации об одних и тех же гражданах в системе обязательного пенсионного страхования внесены изменения, предусматривающие внесение в общую часть индивидуального лицевого счета сведений о смене фамилии, имени и (или) отчества (при наличии), реквизитов записей актов гражданского состояния. Кроме того, в целях упрощения сдачи отчетности предусмотрена возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

Названным Федеральным законом также снижена численность работников (с 25 до 10 человек), при которой страхователи обязаны представлять сведения на работающих у него застрахованных лиц в форме электронного документа.

Когда может быть избран домашний арест?

Домашний арест в качестве меры пресечения применяется по отношению к обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, если применить другую, более мягкую меру, невозможно.

Статьей 107 УПК РФ регламентирован порядок применения домашнего ареста. При домашнем аресте обвиняемый или подозреваемый постоянно находится в жилье, где он имеет право пребывать на любых законных основаниях, с определенными ограничениями и осуществляемым за ним контролем.

В том случае, если состояние обвиняемого или подозреваемого требует врачебного присутствия, то местом пребывания на домашнем аресте может быть лечебное учреждение.

При избрании данной меры пресечения категорически запрещено покидать жилище. В некоторых случаях суд устанавливает часы, когда можно выходить на улицу – например, несколько часов в день, выделенных специально для прогулок.

Суд решает, насколько строгим будут условия ареста, исходя из объективных данных дела и характеристики обвиняемого. Среди наиболее частых запретов, это запрет на общение с определенными людьми (обычно общаться можно только с членами семьи, проживающими в одном жилище с обвиняемым (подозреваемым), и адвокатами), на пользование телефоном, интернетом, почтой, другими способами связи, на выход из дома в неустановленные судом часы, на управление автомобилем и иным транспортным средством. Также запрещено снимать отслеживающие устройства.

Вместе с тем обвиняемому (подозреваемому) всегда можно без ограничений использовать телефонную связь для вызова аварийных служб, скорой, полиции, а также для звонков должностному лицу, ведущему расследование уголовного дела.

Несоблюдение установленных условий домашнего ареста влечет ужесточение меры пресечения заключением под стражу.

Установлена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами

Федеральным законом от 30.12.2021 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 10.01.2022, установлена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.

Речь идет, в частности, о нарушении правил дорожного движения, предусмотренных частью 4 (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час) или частью 5 (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час) статьи 12.9 КоАП РФ либо частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением объезда препятствия), лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ) и частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Действие новых норм не распространяется на случаи фиксации правонарушений специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

С 01.03.2023 при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке

Федеральным законом от 28.01.2022 № 5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», вступающим в силу с 01.03.2023 (за исключением отдельных положений), установлено, что при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

При этом на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ возложены полномочия по утверждению порядка установления указанных нормативов.

Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральным законом 28.01.2022 № 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступающим в силу с 08.02.2022, за перемещение физическими лицами по Российской Федерации табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками, установлен административный штраф от 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией указанной продукции.

Исключением является перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.

Кроме того, увеличены размеры штрафов, в том числе за производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки и/или нанесения информации, предусмотренной законодательством, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и/или нанесения информации.

По результатам прокурорской проверки к административной ответственности привлечен житель Веденского района

Прокуратурой района проведена проверка по факту размещения жителем республики на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» в сети «Интернет» вредоносного материала.

В данной учетной записи размещенная аудио запись находилась в свободном доступе для прослушивания и скачивания другими лицами.

При этом решением суда она запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В этой связи заместителем прокурора района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ (распространение, включенных в федеральный список экстремистских материалов), которое рассмотрено судом и удовлетворено.

Интернет-пользователю назначено наказание в виде штрафа. Доступ к вредоносному интернет-ресурсу заблокирован.

Прокуратурой приняты меры по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления

Прокуратурой Веденского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Установлено, что органами местного самоуправления допущены факты неразмещения на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о принятых муниципальных нормативных правовых актах.

Указанное явилось основанием для возбуждения прокуратурой района в отношении ответственных должностных лиц администраций муниципальных образований 11 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ (неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления).

Одновременно в целях устранения нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, в адрес глав муниципалитетов внесены представления.

Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены. Сведения о принятых нормативных правовых актах размещены в сети «Интернет».

Э.С-А. Аюбова,
заместитель прокурора района,
младший советник юстиции